Положение о службе медиации

Воспитание без насилия

 

Зачем нужна служба примирения (медиация) школе?

 

Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, учащихся.

В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации.

Служба школьной медиации предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.

 

Задача Службы школьной медиации – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.

Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.

 

Целью применения метода «Школьная медиация» и медиативного подхода  является формирование безопасной среды.

Безопасность в школе – это уверенность, спокойствие, отсутствие страха за свою жизнь, знание того, что никто не останется безучастным к твоим проблемам. Это хороший микроклимат в школьном коллективе, помощь и забота старших учащихся о младших, взаимопонимание между взрослыми и детьми.

Безопасность в школе – это когда родители спокойны за своего ребенка, уверены, что ему ничего не угрожает.

От каждого из нас зависит, будет ли наша школа безопасной. Это, наверное, трудно, но все вместе, каждый своим личным примером может сделать нашу школу безопасной.

Школьная медиация создает основу для формирования безопасного пространства в образовательном учреждении. А лишь удовлетворив эту базовую потребность, потребность в безопасности, мы можем рассчитывать на эффективность работы системы и появление глубинной потребности к получению знаний, познанию мира, открытости к нему.

Служба школьной медиации работает на основании действующего законодательства, Устава школы и Положения о школьной службе примирения.

 

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того,  медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.


Зачем медиация нужна детям?

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

В общем, можно сказать следующее:  чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

Школьная служба примирения это:

1. Разрешение конфликтов силами самой школы.

2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

3. Профилактика школьной дезадаптации.

4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

 

Если: вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика, вас обижают в классе и другое, то вы можете обратиться в службу школьной медиации (примирения).

Если вы решили обратиться  в службу, то вам надо подойти к
 

Аверьяновой Елене Александровне, педагог - психолог

После  этого  с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения  к случившемуся и желания участвовать во встрече.

В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие  вопросы:

  • каковы последствия ситуации для обеих сторон;
  • каким образом разрешить ситуацию;
  • как сделать, чтобы этого не повторилось.

При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.


На встрече   выполняются следующие правила
 

  1. Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
  2. На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
  3. Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
  4. Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

 

 

 


План

работы службы школьной медиации в 2020-2021 уч.г.

 

Целью службы медиации является:

          распространение среди обучающихся, родителей и педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов;

          помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;

          снижение количества административного реагирования на правонарушения.

Задачами службы медиации являются:

          проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и криминальных ситуаций;

          обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;

          информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации,

          информационно-просветительская деятельность с участниками образовательных отношений,

          снижение деструктивного влияния возникающих конфликтов между участниками образовательных отношений;

          содействие профилактике агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди обучающихся, профилактика преступности среди несовершеннолетних;

          создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;

          создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным (общественно опасным) поведением, детьми, совершившими общественно опасные деяния и освободившимися из мест лишения свободы;

          повышение эффективности социальной, психологической помощи, оказываемой детям, в том числе относящихся к «группе риска»,

повышение квалификации педагогических работников по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационно-методическая работа

1.     

Создание службы школьной медиации

ежегодно

директор

2.     

Ведение документации

постоянно

руководитель службы

3.     

Проведение заседаний

по необходимости, но не реже 1 раза в четверть

руководитель службы

4.     

Организация межведомственного взаимодействия

по необходимости

руководитель службы

5.     

Размещение информации о деятельности службы школьной медиации на школьном сайте, на стенде в фойе 1 этажа 1 корпуса

апрель, далее ежегодно

ответственный за сайт

6.     

Планирование мероприятий на учебный год

апрель, далее ежегодно

члены СШМ

7.     

Анализ и сбор информации о ситуации конфликта

по мере поступления

члены СШМ

8.     

Проведение рабочих заседаний СШМ

не реже 1 раза в четверть

члены СШМ

9.     

Ведение программ примирения

в течение учебного года

члены СШМ

10. 

Консультирование законных представителей учащихся, специалистов, работающих с участниками реализуемых восстановительных программ

в течение учебного года

члены СШМ

11. 

Контроль за выполнением договора по восстановительной программе

по необходимости

члены СШМ

12. 

Подведение итогов работы СШМ за учебный год

ежегодно в мае

члены СШМ

13. 

Повышение квалификации в сфере деятельности СШМ через участие в семинарах, вебинарах и т.д.

в течение учебного года

члены СШМ

14. 

Изучение программ восстановительной медиации

апрель-май

члены СШМ

Работа с учащимися

15. 

Беседы «Ты в этом мире не один» 5-6  классы

апрель

педагог-психолог

16. 

Беседы с элементами тренинга «Конфликт – это..» 8-9 классы

май

педагог-психолог

17. 

Тренинговые занятия «Как избежать конфликтов» 7-8 классы

апрель-май

педагог-психолог

18. 

Уроки общения в 1-4 классах

апрель-май

педагог-психолог

19. 

Психологические игры на сплоченность 1-9 классы

апрель-май

педагог-психолог

Работа с родителями

20. 

Выдача памяток «Воспитание без насилия»

апрель

педагог-психолог, соцпедагог

21. 

Консультации «Как предотвратить самовольные уходы несовершеннолетних из дома»

апрель-май

педагог-психолог, соцпедагог

Работа с педагогическим коллективом

22. 

Выступление на проблемном семинаре-практикум «Профилактика деструктивного поведения детей и подростков (делинквентного, девиантного)» с вопросом «Школьная служба медиации: приказ о создании, Положение о службе, план работы, отчетная документация»

март

заместитель директора

23. 

Консультации для педагогов «Как разрешить конфликт с учеником»

апрель-май

зам.директора,

педагог-психолог, соцпедагог

24. 

Буклеты для педагогов «Основные типы конфликтов», размещение на школьном сайте

апрель

педагог-психолог, ответственный за школьный сайт  

 

 

 

 

 

Интернет приемная

Ваши обращения и вопросы, можно отправить в Интернет-приемную и получить качественную помощь, ответы и консультацию